Эта концепция – несомненно, по причине ее кажущейся простоты и
повсеместного использования – постепенно деформировалась, стала мало
отличаться (или вообще перестала) от концепции отношений, и, таким
образом, встала на службу диалогальной этике, идеологии встречи, а также
послужила делу занесения гештальт-терапии в первые ряды «отношенческих
психотерапий».
Если я устанавливаю с кем-то физический контакт, – например, щипаю
его за руку, – его проживание (вероятно, болезненное) этого контакта
будет кардинально отличаться от моего собственного проживания. Даже если
контакт – это акт, пускающий в ход некое «с» и некое «между», прожитый
опыт не может рассматриваться как общий, поскольку «с» не обязательно
влечет за собой «одно и то же»: в приведенном примере оно, наоборот,
позволяет дифференциацию.
с одной из следующих функций: эго-, ид- и персоналити».
(Фром, 1985).
В 1951 году Перлзом и Гудменом была предложена модель, известная как "Теория Self (Теории Я)".
В течение долгого времени многие гештальтисты игнорировали ее. В Европе большинство практикующих гештальтистов признало важность ТеорииSelfтолько в начале 80-х годов.
Под влиянием преподавания и практического участия Изидора Фрома, члена
группы основателей гештальт-терапии, данная модель глубоко изучалась и разрабатывалась.Теория Self стала теоритетическим фундаментом Школы Изидора Фрома.
Работу продолжил ученик и последователь
школы Изидора Фрома - Жан-Мари Робин. После обучения гештальт-терапии в
70-х годах, сперва - по "эзаленовской" модели Перлза, затем - по модели
Польстера и Кливлендского института, в самом начале 80-х годов Робин
учился у Изидора Фрома на базе подхода Перлза и Гудмена. Уже более 40
лет он занимается этой темой. Жан-Марирегулярно преподает "Теорию Self" в нескольких десятках стран,
считается одним из признанных специалистов по этой теме, и в качестве международного тренера действительно познакомил с учением Перлза, Гудмена и Фрома многих людей во всем мире, от России до Африки и Латинской Америки. Современный теоретик Гештальт-терапии.
С чем связанинтерес кданной модели? Надо признать, что в отношении ежедневной клинической практики Теория Selfдля многих гештальтистов остается всего лишь теорией. Тем не менее, как
утверждал Левин:"Нет ничего более практичного, нежели хорошая теория". В школах Изидора Фрома и Жан-Мари Робина Теория Selfне теория, а рабочая модель котораяструктурирует опыт практикующего терапевта,ориентирует его
в выборе интервенций и совершенствуеткачество его присутствия.
Каким
образом это происходит и как Теория работает практически Вы сможете
узнать на интенсиве у автора Жан-Мари Робина «из первых рук». У Вас есть
возможность разобратьи разобраться в базовойтеории гештальт-терапии- Теории Self, обогащенной
последующими разработками, укрепившими ее целостность.
Методика преподавания на интенсиве будет все время, словно маятник, перемещаться между теорией и клинической практикой.Каждая концепция будетнемедленно практически
применена, а также использована для анализа ситуаций, возникших из опыта участников.
Способ 1. Разминочный. Подумайте (напишите на бумаге)
какими качествами вы должны обладать. Сосредоточьтесь на тех, которыми
вы обладаете в наименьшей степени. Теперь страдайте!
Способ 2. А сейчас перечислите (напишите на листочке)
все свои недостатки. Пересчитайте их, сначала снизу, потом сверху.
Представьте зримо, как велика эта цифра. Подумайте, что будет, если об
этом узнают окружающие. Внутренне ужаснитесь и страдайте.
Способ 3. Вспомните, какими именно словами вы себя
ругаете, если у вас что-то не получается. Постарайтесь не забыть ни
одно. Рассердитесь на себя и испытайте массу неудовольствия. Если не
получится, вспомните какими словами вас ругали в детстве. Забудьте, что
вы уже выросли и не примените сильно обидеться. Повторите упражнение
для закрепления навыка.
Современному человеку приходится испытывать множество стрессов, которые могут отразиться на состоянии здоровья. Данная статья позволяет ответить на некоторые вопросы. Следует ли Вам обращаться к психологу/психотерапевту в ближайшее время? Насколько ярко выражена потребность? Здесь, конечно, указаны не все факторы, но хотя бы несколько позволяющих предположить, насколько критично это для Вашего физического здоровья (Евгения Дедерчук).
Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в
том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных
событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим
и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в
жизни человека, и на основании своего исследования составили следующую шкалу, в
которой каждому важному жизненному событию приписано определенное число баллов в
зависимости от степени его стрессогенности.
А теперь хотелось бы ввести два понятия, которые являются
объяснением многих происходящих с нами проблем. Это понятия зрелой и
незрелой личности. Их разница дает возможность каждому человеку
определить, чего же конкретно ему не хватает для дальнейшего
самосовершествования. При этом не стоит забывать о важном моменте: изменять себя нужно не изменяя себе.
Принцип очень прост, однако про него часто забывают. Предполагается
следующее: любое наше поведение для чего-то нам нужно. Изменение
поведения приводит к появлению нового способа, который должен
гармонично сочетаться со всеми остальными.
Ну а теперь некоторые показатели, по которым можно отличить зрелую личность от незрелой.
- Доктор, поцелуйте меня, пожалуйста - Нет, голубчик, я не могу. Есть такая вещь - профессиональная этика, которая запрещает нам целоваться со своими пациентами. Да и спать-то мне с вами не следовало…
Сегодня
можно уверенно сказать, что в нашей стране сложилось сообщество
профессиональных гештальт-терапевтов, специалистов, прошедших
соответствующую подготовку и занимающихся профессиональной
психотерапевтической деятельность. Значит, возникла потребность в
проговаривании или прописывании определенных этических норм, которыми
руководствуются гештальт-терапевты в своей профессиональной
деятельности.
Кодекс профессиональной этики – это свод
внутренних правил профессионального сообщества гештальт-терапевтов,
который определяет рамки профессиональных отношений между терапевтом и
клиентом, между терапевтом и группой, между терапевтом и супервизором,
терапевтом и терапевтом, терапевтом и обществом.